МБОУ Одинцовская средняя общеобразовательная школа № 3 Сахнова Светлана Борисовна педагог

200 упражнений по развитию моторике

Сахнова С. Б.

200 упражнений для развития общей и мелкой моторики

 

 

 

200 упражнений для развития общей и мелкой моторики

 

Введение

 

Моймаленький дружок, запоминай движения!

Ивместе с нами

Двигатьсяучись без напряжения.

Пальчикамнашим нужна тренировка,

Всёполучаться будет так ловко!

Надо,конечно, тебе потрудиться.

Легче зато потом будет учиться.

Спориться будет любая работа.

Скажешь:«Спасибо Вам за заботу!»

 

В настоящее время у значительной части детей наблюдается слабость развития зрительно-двигательных и слуховых связей, недостаточное развитие тонкой моторики, графического навыка.Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей, обучающихся в первом классе, показывает, что у многих из них движения рук недостаточно целенаправленны и плохо подчиняются задачам деятельности.Особенно слабо развиты сложнокоординированные движения ведущей руки, плохо сформировано умение использовать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.Как следствие этого большие сложности вызывает освоение предметных действий.Своевременная выработка у детей тонкой моторики, точной координации, формирование у них синтеза зрительной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают быстрое и правильное развитие навыков чтения и письма.

Данная книга посвященапроблемам развития тонкой моторики, ловкости, координации и освоению предметнойдеятельности. В ней предложены как развивающие, так и коррекционно-развивающиеупражнения и задания, способствующие подготовке руки как непосредственногоорудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений.Реализация данных упражнений позволяет развивать и совершенствовать точныедвижения всех звеньев руки: плеча, предплечья, кистей и пальцев рук, а такжеулучшает общую скоординированность и ловкость движений.

Кроме того, в книге описаныподвижные игры, способствующие развитию двигательной ловкости и активности,являющихся основой полноценного физического развития ребенка.

 

Раздел 1. Подготовка руки к письму. Развитие мелкой моторики

 

Точность графических действийобеспечивается за счет мышечного контроля над мелкой (тонкой) моторикой рук.Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. О развитиимелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок рисует илизакрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает лист, не можетменять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит,уровень развития мелкой моторики недостаточный.

 

Тест на развитие графического навыка [1]

 

Ребенку дают листок бумаги вклеточку, на котором предварительно взрослый (педагог или родитель) пишет слевой стороны последовательность однотипных графических элементов: два больших– два маленьких – два больших – два маленьких и предлагают продолжить этот«узор» до конца строчки. Оценка результатов теста проводится по 6 параметрам,по каждому из которых выставляется 1 или 0 баллов, затем баллы складываются.

 

Оценка результатов теста

Баллы 

 

1. Характер линийровный, прямой, нажим ровный – 1, неровная, дрожащая, двойная, искривленная –0.

2. Размер элементовсоответствует эталону – 1, не соответствует эталону – 0.

3. Форма элементовсоответствует эталону – 1, не соответствует эталону – 0.

4. Наклон соответствуетэталону – 1, не соответствует эталону – 0.

5. Отклонение от строчкинезначительное: (не более З0) – 1, значительное – 0.

6. Последовательностьэлементов: правильно воспроизведена последовательность больших и маленькихэлементов – 1, неверно воспроизведена последовательность элементов – 0.

Результат 6–5 балловговорит о том, что графический навык у ребенка сформирован достаточно хорошо.

Результат 4–3 балла –у ребенка есть некоторые трудности в выполнении графических движений,необходимо подобрать упражнения для коррекции тех составляющих графическогонавыка, которые развиты слабо.

Результат 2–0 баллов –графический навык развит очень слабо, возможны серьезные трудности при обученииписьму в школе.

Низкий уровень развитияграфического навыка является причиной целого ряда трудностей в обучении письму:

1) низкий темп письма;

2) быстрая утомляемостьпри письме;

3) неровная, «дрожащая»линия;

4) «угловатое» письмо,трудности в написании овалов;

5) слишком сильныйнажим;

6) трудности ввоспроизведении формы графических элементов;

7) несоблюдение размераграфических элементов;

8) несоблюдение наклонаписьма;

9) большое количествопомарок и исправлений, «грязное» письмо;

10) нежелание выполнятьписьменные упражнения.

Для формирования у ребенкаграфического навыка необходимо обучать его с помощью системы специальныхупражнений. Основным содержанием занятий по подготовке руки к письму должнобыть развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей ипальцев рук, т. е. формирование функциональной (физиологической) готовностик графической деятельности письма.

Для развития графическогонавыка следует использовать:

• графический диктант;

• рисование линий:прямые дорожки, фигурные дорожки;

• рисование: по точкам,по контурам, по клеточкам;

• выполнение штриховок:с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.

Для развития мелкой моторикирук следует использовать:

• пальчиковуюгимнастику;

• упражнения на освоениепредметных действий. Выполняя различные виды заданий, ребенок приобретает опытграфических движений. При этом необходимо сразу обучать ребенка правильнымприемам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, уметь выполнятьлинии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая законтур. В 6–7 лет ребенок должен научиться выполнять следующие виды штриховки:прямые вертикальные штрихи (сверху вниз), горизонтальные (слева направо),наклонные, клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание иразматывание нити), полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши и т. д.),крупными петельками. Особое внимание нужно уделять выполнению линий сложнойформы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаныелинии). Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнениизадания нельзя менять положение листа или тетради. Следует обращать внимание направильность посадки за столом. Начинать нужно с выполнения простых заданий ипостепенно повышать их сложность, увеличивая время занятия с 10 до 15–20 минут.После этого обязательно следует сделать перерыв, во время которого можновыполнить с ребенком пальчиковую гимнастику или упражнения на развитиепредметных действий.

Регулярные занятия с ребенкомобеспечат правильное и красивое письмо.

Кроме того, существует теснаясвязь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Исследованияпоказывают, что развитие мелкой моторики рук является необходимым условием дляразвития речи и мышления ребенка.

 

Графические диктанты [2]

 

Выполняются на бумаге вклеточку под диктовку взрослого. Ребенка просят провести линию следующимобразом:

1. Две клетки влево, двеклетки вверх, две клетки вправо, две клетки вниз, две клетки вправо, две клеткивверх, две клетки влево.

2. Одна клетка вправо,одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо,одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо,одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо,одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо.

3. Одна клетка влево, четыреклетки вверх, три клетки вправо, четыре клетки вниз, одна клетка влево, триклетки вверх, одна клетка влево, три клетки вниз.

4. Одна клетка влево,три клетки вверх, две клетки влево, одна клетка вверх, пять клеток вправо, однаклетка вниз, две клетки влево, три клетки вниз.

5. Одна клетка вниз,пять клеток вправо, одна клетка вверх, пять клеток влево, три клетки вверх,пять клеток вправо, три клетки вниз.

6. Четыре клетки вверх,две клетки вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, двеклетки вправо, четыре клетки вниз, две клетки влево, одна клетка вверх, однаклетка влево, одна клетка вниз, две клетки влево.

7. Одна клетка вверх,четыре клетки вправо, четыре клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клеткивниз, четыре клетки вправо, одна клетка вниз, девять клеток влево.

8. Одна клетка вправо,семь клеток вверх, одна клетка вправо, пять клеток вниз, три клетки вправо,пять клеток вверх, одна клетка вправо, семь клеток вниз, одна клетка вправо.

9. Четыре клетки вверх,одна клетка вправо, три клетки вниз, пять клеток вправо, три клетки вверх, однаклетка вправо, четыре клетки вниз, семь клеток влево.

10. Пять клеток вверх,три клетки вправо, две клетки вниз, пять клеток вправо, одна клетка вниз, пятьклеток влево, две клетки вниз, три клетки влево.

 

Рисование линий

 

Прямые дорожки 

Ребенка просят провести линиюпосередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги.

 

 

Фигурные дорожки 

– Ребенка просятпровести фигурную дорожку, соединив линию штриховки. При прохождении дорожкиребенку следует стараться как можно более точно следовать всем изгибам иповоротам линий.

Как и в предыдущем задании,карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания непереворачивается.

 

– Ребенка просят провестилинию посередине фигурной дорожки. При выполнении задания надо обратить особоевнимание на то, что нельзя касаться стенок (особенно в лабиринтах), линиядолжна идти посередине дорожки. Карандаш от бумаги не отрывается, и лист бумагине переворачивается.

 

 

Рисование

 

По точкам 

Ребенка просят соединитьточки согласно инструкции под рисунком. Выполнять задания следует следующимобразом: карандаш или ручка не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется, иего положение не изменяется.

 

Нарисуй фигурку по точкам,как на образце.

 

По контурам 

Ребенка просят соединитьточки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

 

• Соединить точки длятого, чтобы получился завершенный рисунок.

• Соединить точки длятого, чтобы получился завершенный рисунок.

• Соединить точки длятого, чтобы получился завершенный рисунок.

• Соединить точки длятого, чтобы получился завершенный рисунок.

• Соединить точки длятого, чтобы получился завершенный рисунок.

 

По клеточкам 

• На бумаге в клеточкуребенка просят продолжить узор по заданному образцу.

• Ребенка просятзакончить рисунок по клеточкам.

• Ребенка просятзакончить рисунок по клеточкам.

• Ребенка просятзакончить рисунок по клеточкам.

• Ребенка просят позаданному образцу нарисовать рисунок на листе бумаги в клеточку.

 

Выполнение штриховок

Штриховки с различнымнаправлением движения руки 

Ребенка просят выполнитьразличные виды штриховок по образцам: вертикальные (сверху вниз),горизонтальные (слева направо), наклонные, «клубочками» (круговые движенияруки), полукругами. Линии сложной формы должны выполняться одним движениемкисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретенияребенком навыка выполнения их размер уменьшается. При этом надо обратитьвнимание на уменьшение амплитуды движений кисти руки.

 

Силуэтные штриховки 

Ребенка просят скопироватьрисунок, выполняя штриховку по заданному образцу.

 

Копирование узоров 

Детям предлагаетсявнимательно проанализировать и скопировать образцы узоров красивых «ковров»(перед каждым ребенком на столе лежит индивидуальный образец) и как можноточнее срисовать их. После того как копирование узоров будет закончено, можноустроить коллективный анализ и выбрать самые точные, наиболее близкие к оригиналукопии.

 

Пальчиковая гимнастика дляразвития мелкой моторики рук

Игры и упражнения с пальцамирук представлены в литературных источниках в разных вариантах: народные сречевым сопровождением, авторские на основе стихов и без них. К числудостоинств таких игр можно отнести их простоту и универсальность, отсутствиекаких-либо специальных атрибутов для проведения, безопасность. Обычно все онинесложны по технике, но вместе с тем при регулярном использовании в работе сдетьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму.Использование пальчиковых игр и упражнений оказывает неспецифическое тонизирующеевлияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у нихэмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения. Особое вниманиеследует обратить и на то, чтобы дети упражнялись в разных действиях (сжатие,расслабление, растяжение мышц рук), а также тренировались в выполненииизолированных движений каждым пальцем обеих рук.

Пальчиковая гимнастикавыполняется ребенком как повторение того, что делает взрослый, поэтому следуетпредварительно освоить данные упражнения без ребенка.

1. Ладони поочередноударяют о край стола.

2. Руки вытягиваютвперед, сжимают и разжимают кулачки.

 

 

3. Поочередно пальцызагибаются сначала на левой, а потом на правой руке. В конце упражнения пальцыдолжны быть сжаты в кулачки.

 

4. Обе ладони лежат настоле. Одна из ладоней сжимается в кулак, а другая остается лежать неподвижно.Далее та ладонь, что осталась лежать на столе, сжимается в кулак. Одновременнос этим ладонь, что была сжата в кулак, распрямляется. После этого заданиевоспроизводится подряд 5–6 раз в быстром темпе. Следите, чтобы при выполненииэтого упражнения пальцы не растопыривались, а оставались плотно прижатыми другк другу.

 

5. Ладони повернутывниз. Обеими кистями рук одновременно имитируется волнообразное движение в гору(вверх) и с горы (вниз).

 

6. Обе ладони сжаты вкулачок, большие пальцы подняты вверх, выполняются круговые движения большимипальцами.

 

7. Пальцы сплетены взамок. Концы пальцев левой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороныладони правой руки, прогибая ее так, что пальцы правой руки встают какпетушиный гребень. Затем на тыльную сторону левой руки нажимают пальцы правой,и в петушиный гребешок превращаются пальцы левой руки.

 

8. Руки вытягиваютсявперед, пальцы растопыриваются, как можно сильнее напрягаются, а затемрасслабляются, руки опускают и слегка трясут ими.

 

9. На раз – подушечкипальцев поджимаются к верхней части ладони, на два – пальцы быстро выпрямляютсяи растопыриваются.

 

10. Предплечье вертикально,ладонь находится под прямым углом, все пальцы прижаты. Вращение кистями от себяи к себе.

11. Руки сжимают вкулачки, вытягивают вверх большие пальцы, сгибают и разгибают их. Такое жеупражнение делают со всеми остальными пальцами: указательным, средним,безымянным, мизинцем.

 

12. Руки ставятся накрай стола и превращаются в пятипалых зверьков. По сигналу зверьки устремляютсяк краю стола, передвигая пальцами как ножками.

 

13. Обе ладони лежат настоле. Правая – вниз, левая – вверх. По команде ладони меняются местами: правая– вверх, левая – вниз.

 

14. Руки сжимают влоктях, держа кисти рук перед лицом. Сгибают и разгибают пальцы одновременно,не сжимая их в кулачки.

 

15. Пальцы сплетаются,ладони соединяются и стискиваются как можно сильнее. Потом руки опускают ислегка трясут ими.

 

16. Ладони поставленывертикально друг другу и сомкнуты. Затем ладони размыкаются.

17. Поочередно пальчикиприжимаются к большому пальцу, образуя с ним кольцо.

18. Руки сжимают вкулачок, вытягивают большой палец вверх и начинают вращать им сначала в одну,затем в другую сторону. То же самое делают с другими пальцами: указательным,средним, безымянным, мизинцем.

 

19. Пальцы обеих ладонейпереплетены и прижаты в замок. Затем пальцы распрямляются и вновь сжимаются взамок.

 

20. Руки сжимают вкулачки, вытягивают указательные и средние пальцы, как бы образуя две парыножниц. Затем начинают резать ими воображаемую бумагу.

 

21. Руки соединяют взамок и тянут в разные стороны.

22. Сцепляют большиепальцы и тянут руки в разные стороны. То же делают для других пальцев:указательного, среднего, безымянного, мизинца.

 

23. Пальцы обеих рукскладываются кончиками вместе. Хлопают кончиками больших пальцев. То же – дляуказательных, средних, безымянных, мизинцев.

 

24. Левая ладонь – вертикальновверх, к ее нижней части приставляется кулачок. Затем положение рук меняется.

 

25. Поочередно пригибаютпальцы к ладошке, начиная с большого. Затем поочередно разгибают пальцы,начиная с большого.

 

26. Пальцы сжаты вкулачок, выдвинуты указательный палец и мизинец. Продвигаясь вперед, следуетмедленно шевелить пальцами.

 

При затруднении выполненияупражнений с мячом можно временно заменить мяч небольшим мешочком с утяжелением(песком, зерном и т. п.). После того как ребенок освоил перечисленные упражненияс мешочком, можно повторить их, используя мяч.

Формирование способности кпереключению с одного двигательного уклада на другой.

• Выработка уменияправильно держать карандаш или ручку, класть его в коробку, открывать изакрывать коробку и пр.

• Выработка уменияскладывать в портфель книги, тетради, пенал, линейки, краски, альбомы.

• Проведение игр,состоящих из ряда действий, например, поймать мяч, бросить его другу, отбежатьв кружок, нарисованный на полу.

 

Освоение предметныхдействий

Для развития тонкой моторикирук можно использовать упражнения с применением спортивного инвентаря. У детейс недостаточной сформированностью мелкой моторики рук освоение предметныхдействий вызывает значительные трудности. В зависимости от индивидуальныхвозможностей ребенка и этапа работы над освоением движений можно варьироватьхарактер манипуляций с предметами, использовать такие приемы, как перекладывание,подбрасывание, ловля; изменять темп работы и степень ее сложности, количествоодновременно задействованных в работе предметов.

При затруднении выполненияупражнений с мячом можно временно заменить мяч небольшим мешочком с утяжелением(песком, зерном и т. п.). После того как ребенок освоил перечисленныеупражнения с мешочком, можно повторить их, используя мяч.

Формирование способности кпереключению с одного двигательного уклада на другой.

• Выработка уменияправильно держать карандаш или ручку, класть его в коробку, открывать изакрывать коробку и пр.

• Выработка уменияскладывать в портфель книги, тетради, пенал, линейки, краски, альбомы.

• Проведение игр,состоящих из ряда действий, например, поймать мяч, бросить его другу, отбежатьв кружок, нарисованный на полу.

 

Раздел 2. Развитие межполушарного взаимодействия

 

Формирование и развитиефункциональной асимметрии полушарий начинает происходить с раннего возраста подвлиянием комплекса биологических и социокультурных факторов. При этомврожденные предпосылки развития того или иного типа асимметрии – это толькопредпосылки, а сама асимметрия в значительной степени формируется в процессеиндивидуального развития под влиянием социальных контактов. Функциональнаяасимметрия полушарий выражается в различии в распределении нервно-психическихфункций между правым и левым полушариями.

Функциональная асимметрияполушарий является одной из причин существования определенной структурыпсихики. С ней связаны такие психологические противопоставления, какконкретно-образное и абстрактно-логическое мышление, гибкость и ригидность ит. д. Разная степень выраженности этих психических свойств, уже в значительноймере представленная у ребенка шести лет, формирует склонность к преимущественнойопоре на «левополушарный», «правополушарный» или «равнополушарный» типымышления.

Левополушарный тип. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками,символами; отвечает за счет, письмо; обеспечивает способность к анализу,абстрактное, концептуальное и двумерное мышление. Информация, поступившая влевое полушарие, обрабатывается последовательно, линейно, медленно.Доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию иобобщению, словесно-логический характер познавательных процессов, вербальный,теоретический интеллект.

Для успешной учебнойдеятельности необходимо соблюдение следующих условий: абстрактный линейныйстиль изложения информации, анализ деталей, неоднократное повторение материала,тишина на уроке, возможность работать в одиночку, вопросы закрытого типа,вневременные задания. Для таких детей характерна высокая потребность вумственной деятельности.

Правополушарный тип. Правое полушарие оперирует образами реальных предметов,отвечает за ориентацию в пространстве и восприятие пространственных отношений.Обеспечивает синтетическую деятельность мозга; наглядно-образное, трехмерное мышление,связанное с целостным представлением ситуации и тех изменений в ней, которыежелательно получить. Информация, поступившая в правое полушарие, обрабатываетсябыстро. Доминирование правого полушария определяет наличие невербального, практическогоинтеллекта, способность к рисованию и восприятию гармонии форм и цвета, музыкальныйслух, артистичность, успех в спорте.

Условия, необходимые дляуспешной учебной деятельности: творческие задания, привязанные к контексту,возможность экспериментировать, речевой ритм, работа в группе, синтез новогоматериала, вопросы открытого типа, социальная значимость деятельности.

Равнополушарный тип. Отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.Это обеспечивает их синхронную деятельность в выборе стратегии мышления.

Школьные методики обученияориентированы главным образом на развитие левого полушария и не учитываютналичие различных типов развития функциональной асимметрии полушарий, а такжеразницу между мальчиками и девочками в скорости развития левого полушария.Поэтому в наилучших условиях оказываются левополушарные и равнополушарныедевочки, а в самом невыгодном положении оказываются правополушарные мальчики.

В настоящее время растетчисло детей со сниженной активностью левого полушария. У таких детейнаблюдается неспособность усваивать новый материал, неумение адекватно читать иписать, перестановка слов, признаков, знаков, явлений. Иногда они бывают«слепы» к целым фразам. Описанное состояние получило название «дислексия», чтов переводе с греческого обозначает «отрицание слова». При дислексии страдает способностьк вербализации пространственных представлений, обнаруживается незрелостьизобразительно-графических навыков, слабость вербально-логического мышления.Задания же, наиболее трудные для детей с поражением правого полушария (конструктивные,ориентировка в схематическом изображении пространственных отношений, стереогнозис),выполняются большинством детей с дислексией на уровне здоровых сверстников.Левополушарная недостаточность как на функциональном, так и на морфологическомуровне может быть обусловлена гиперфункцией правого полушария, котороеподавляет созревание и функциональную активность левого полушария.

Таким образом, трудности вовладении чтением у детей связаны с нарушением оптимального межполушарноговзаимодействия. У старших дошкольников и у первоклассников в начале годаотмечается функциональное превосходство правого полушария над левым. В концепервого года обучения ведущим полушарием становится левое. В этом случаеусвоение чтения происходит без осложнений. У детей, которые начинают обучение вшколе с левым доминирующим по уровню активности полушарием, возникаетдислексия. При этом темп чтения резко замедлен, но ошибок допускается мало. Тоже происходит с теми учащимися, которые начинают обучение с правым активнымполушарием, но смены в активности полушарий к концу года не происходит (Р-типдислексии). В этом случае темп чтения относительно высок, но ошибок много. Внорме смена ведущего по активности полушария должна происходить с правого налевое в течение года. Необходимость подобной реверсии межполушарного балансасвязана с тем, что на начальном этапе освоения грамоты, графической символикифункционально наибольшая нагрузка падает на системы мозга, ответственные заперцептивную обработку зрительно-пространственной информации (усвоение графем).

Попытки оказатьпсихологическое или дисциплинарное воздействие на ученика с дислексией приводятк негативным последствиям. Неблагоприятно сказываются попытки форсировать темпыовладения чтением: практически всегда это утяжеляет нарушения чтения. Нередкодислексии сопутствует и дисграфия.

У подавляющего большинствадетей дислексию можно было бы предотвратить, выбрав оптимальный для них метод(аналитико-синтетический или зрительный) и темп обучения.

Для обеспечения гармонизациимыслительной деятельности ребенка необходима дифференцированная система подборакорректирующих методик в соответствии с типом асимметрии полушарий. Дляразвития межполушарных связей, а также для развития правого и левого полушарийможно использовать комплексы кинезиологических упражнений.

Диагностика показателей межполушарноговзаимодействия

 

Проба Н.И. Озерецкого надинамический праксис «Кулак-ребро-ладонь»

Ребенку показывают триположения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга:

• ладонь на плоскости,

• сжатая в кулак ладонь,

• ладонь ребром наплоскости стола,

• снова распрямленнаяладонь на плоскости стола.

 

Ребенок выполняет первуюпробу вместе со взрослым, затем повторяет ее по памяти 8-10 раз. Пробавыполняется сначала правой рукой, затем – левой, затем – двумя руками вместе.

Задание доступно детям 6 лети старше. Данный тест чувствителен к двум видам ошибок. В первом случаестрадает переключение с одного движения на следующее в автоматизированномрежиме: ребенок повторяется или делает большие паузы между движениями. Вовтором случае дети путают последовательность движений или пропускают некоторыеиз них.

 

Развитие точности движений пальцев испособности к переключению с одного движения на другое

 

Ребенку предлагается, неглядя на свою руку, вслед за взрослым воспроизводить различные позы пальцев:

• все пальцы выпрямленыи сомкнуты, ладонь повернута вперед;

• 1-й палец поднятвверх, остальные собраны в кулак;

• указательный палецвыпрямлен, остальные собраны в кулак;

• 2-й и 3-й пальцы расположеныв виде буквы V;

• 2-й и 5-й пальцывыпрямлены, остальные собраны в кулак;

• 2-й и 3-й пальцыскрещены, остальные собраны в кулак;

• 2-й и 3-й пальцывыпрямлены и расположены в виде буквы Y, а 1-й, 4-й и 5-й пальцы собраны вкулак («зайчик»);

• 1-й и 2-й пальцысоединены кольцом, остальные выпрямлены.

 

Развитие произвольных навыков органов речи

 

Ребенок учится произноситьразличные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работеорганов речевого аппарата. Точность, сила, объем движений развиваются у ребенкапостепенно. Взрослые могут помочь ему в этом проведением артикуляционнойгимнастики.

Артикуляционная гимнастикаспособствует выработке движений речевых органов, необходимых для правильногопроизношения звуков и для объединения простых движений в сложныеартикуляционные уклады различных фонем.

Ребенку предлагается поподражанию выполнить 11 действий:

1) Улыбнуться —

2) Надуть щеки -

3) Сделать губытрубочкой «У» -

4) Сделать губы, как припроизнесении звука «О» -

5) «Покатать орешки защекой» —

6) Высунуть языклопаткой -

7) Поднять кончик языкавверх и положить его на верхнюю губу -

8) Положить язык нанижнюю губу -

9) Поместить кончикязыка в правый угол рта -

10) Поместить язык влевый угол рта -

11) Высунуть язык исделать язык узким —

 

Развитие навыка ориентировки в схеме тела

 

1. Ребенку предлагаетсявоспроизвести движения, выполняемые сидящим напротив него взрослым: коснутьсялевой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глазаи т. д. Задание может быть использовано для детей 9 лет и старше. Еговыполнение требует мысленной пространственной переориентации для преодолениятенденции к зеркальному воспроизведению.

2. Простая ориентировка.Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки), покажиправый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему,если нет – прекращают.

3. Инструкция: «Возьмисьлевой рукой за правое ухо, правой рукой – за правое ухо, правой рукой – залевое ухо, покажи левой рукой правый глаз».

 

Упражнения для развития межполушарноговзаимодействия

 

Предлагаемые упражненияулучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий,способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчаютпроцесс письма.

Продолжительность занятийзависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20–35 мин. в день.Заниматься необходимо ежедневно. Длительность занятий по одному комплексуупражнений – 45–60 дней. Желательно делать перерыв (две недели) междукомплексами.

 

КОМПЛЕКС № 1

Колечко. Поочередно и как можно быстрее необходимо перебиратьпальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный,средний и т. д.

 

Упражнение выполняется впрямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательномупальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затемвместе.

Кулак-ребро-ладонь. Три положения руки на плоскости стола последовательносменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребромна плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола; выполняетсясначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количествоповторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях ввыполнении ребенок помогает себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произнося ихвслух или про себя.

 

Зеркальное рисование. Положить на стол чистый лист бумаги. Попроситьребенка взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Попросить его рисоватьодновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы (попредложенному образцу).

Ухо-нос. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой –за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши ипоменять положение рук «с точностью до наоборот».

 

КОМПЛЕКС № 2

Инструкция: «Постучи по столу расслабленной кистью правой, азатем левой руки».

Инструкция: «Опираясь на стол ладонями, полусогни руки в локтях.Встряхивай по очереди кистями».

Инструкция: «Соедини концевые фаланги выпрямленных пальцев рук.Пальцами правой руки с усилием нажми на пальцы левой, затем наоборот. Отработайэти движения для каждой пары пальцев отдельно».

Инструкция: «Постучи каждым пальцем правой руки по столу под счет„1, 1–2, 1-2-3 и т. д.“.

Инструкция: «Зафиксируй предплечье правой руки на столе.Указательным и средним пальцами возьми карандаш со стола, приподними и опустиего. Сделай то же левой рукой».

Инструкция: «Раскатывай на доске небольшой комочек пластилина поочереди пальцами правой руки, затем левой».

Инструкция: «Вращай карандаш сначала между пальцами правой руки,затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним ибезымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону)».

Инструкция: «По команде „Ухо!“ возьмись за ухо, по команде „Нос!“– за нос». Взрослый не только подает эти команды, но и выполняет движениявместе с ребенком, допуская порой намеренные ошибки и провоцируя его нанеправильные движения.

 

 

КОМПЛЕКС № 3

Инструкция: «Стоя опусти руки, сделай быстрый вдох, притягиваяруки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опусти руки вдольтела ладонями вниз».

 

Инструкция: «Стоя сделай несколько сильных взмахов руками,разводя их в стороны. Закрой глаза, представь себе, что летишь, размахиваякрыльями».

 

Инструкция: «Бегай по комнате, размахивай руками и громко кричи.По команде остановись и расслабься». Упражнение можно выполнять, сидя или лежана полу, размахивая руками и ногами.

Инструкция: «Прижми ладонь к поверхности стола. Сначала попорядку, а затем хаотично поднимай пальцы по одному и называй их».

Инструкция: «Встань на четвереньки и ползи, не задеваярасставленные предметы на полу. Руки ставь крест-накрест».

Инструкция: «Сидя на полу, вытяни ноги перед собой. Совершайдвижения пальцами обеих ног, медленно сгибая и выпрямляя их сначала вместе,затем поочередно».

Для занятия с группой детейможет быть предложена групповая гимнастика.

 

Групповая гимнастика [3]

Дети выходят на серединукомнаты. Ведущий говорит им: «Сегодня мы выполняем необычную гимнастику. Каждыйиз вас может хорошо управлять своим телом. Начали!»

1. Разминка в круге. Дети выполняют движения, стоя в круге:

Инструкция: «Вы проснувшиеся котята – потяните лапки, выпуститекоготки, поднимите мордочки».

 

Инструкция: «А сейчас вы крадущиеся в джунглях тигры – идем наносочках бесшумно, осторожно».

Инструкция: «Подул ветер и оторвал листочки – полетели легко,плавно: выполняется бег на носках по кругу и легкое покачивание кистямиразведенных в сторону рук».

 

Инструкция: «Подул ветер и оторвал листочки – полетели легко,плавно: выполняется бег на носках по кругу и легкое покачивание кистямиразведенных в сторону рук».

 

Инструкция: «Вдохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики –подпрыгиваем и мягко, плавно взлетаем, тянемся вверх, к солнышку: рукиподнимаются через стороны вверх, подъем на носках».

 

Инструкция: «Попрыгаем, как зайцы, чтобы стать ловкими исильными: выполняются легкие прыжки, руки согнуты в локтях, кисти рук свободноопущены».

 

Инструкция: «Теперь мы маятники – тяжелые, громоздкие –покачаемся из стороны в сторону: ноги на ширине плеч, руки на поясе,выполняются наклоны с отрывом пятки от пола».

Инструкция: «Сейчас мы пилоты – заведем мотор самолета, расправимкрылья и полетаем: выполняется бег по кругу, руки разведены в стороны».

 

Инструкция: «Течет прозрачная вода – мягко, плавно: выполняются„волны“ поочередно правой и левой руками, взмахи руками в центр круга, „волны“впереди себя».

 

Инструкция: «Идем через чащу резко, четко» – дети маршируют свысоким подниманием колен и размашистыми движениями рук.

Инструкция: «Превращаемся в тряпичную куклу» – дети поднимаютруки через стороны вверх. Последовательно расслабляют кисти рук, сгибают руки влоктях, свободно опускают руки вдоль корпуса, опускают голову. Затем наклоняюткорпус, колени чуть согнуты.

Инструкция: «Летаем, как бабочки, – легко, изящно: на носкахкружимся».

 

Инструкция: «Отдыхаем» – дети стоят без движений, взявшись заруки, глаза закрыты.

Инструкция: «Покапаем, как мелкий и частый дождик» – быстро,легко выполняется бег на носках.

 

Инструкция: «Полетаем, как озорной воробей» – мелкие и частыевзмахи рук, легкий бег на носках.

 

Инструкция: «А теперь полетаем, как орлы, – неторопливо,голова приподнята, спина выпрямлена, выполняются неторопливые взмахиразведенными в стороны руками, бег по кругу в умеренном темпе».

Инструкция: «Походим, как старая бабушка: спина согнута, однарука на пояснице, другая опирается на воображаемую палку, неторопливаяпоходка».

 

Инструкция: «Попрыгаем, как веселый клоун, задорно, радостно» –дети, двигаясь по кругу, выполняют поскоки.

 

Инструкция: «Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке: идем наносочках бесшумно, вкрадчиво, мягко».

 

Инструкция: «Пощупаем кочки на болоте – аккуратно, осторожно:руки на поясе, выполняется приставной шаг.»

Инструкция: «Полетаем, как Баба-Яга на метле, лихо, быстро» –дети бегают по комнате, придерживаясь за воображаемую метлу.

Инструкция: «Радостно побежим навстречу маме» – дети быстроподбегают к ведущему.

 

2. Маленькое семечко. Ведущий предлагает детям превратиться в маленькое семечко.

• Дети сжимаются в комочекна полу, убирают голову и закрывают ее руками.

• «Садовник» оченьбережно относится к семенам, поливает их – гладит детей по голове.

• С теплым весеннимсолнышком семечко начинает медленно расти, растет стебелек: дети по знакуведущего поднимают головы и выпрямляются.

• Появляются веточки сбутонами: дети разводят руки в стороны, пальцы сжаты в кулачки.

• Наступает радостныймомент – бутоны раскрываются: дети разжимают кулачки, и росток превращается впрекрасный цветок, потом цветок хорошеет, улыбается цветам-соседям – по примеруведущего дети друг другу улыбаются.

• Цветок кланяется своимсоседям, слегка дотрагивается до них своими лепестками: ведущий предлагаетдетям кончиками пальцев дотронуться до своих товарищей.

• Но вот подул ветер,наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой: детивыполняют наклоны вправо-влево, ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны,кисти рук свободно опущены.

• Ветер срывает лепесткии листья: дети сгибают руки в локтях, затем свободно опускают их вдоль корпуса,

5 мая 2019 в 15:22

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.